вторник, 31 января 2012 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ





ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ




Взаимодействие с родителями
  






«Мудрый учится на чужих ошибках, умный – на своих,
а глупый не учится совсем»




Для успешного общения, взаимодействия ключевое значение имеет способность понять других людей, войти в их положение, представить их чувства, позиции и намерения, предвидеть их поведение.
Назначение работы педагога (педагогического взаимодействия) с родителями воспитанников – содействие формированию единого воспитательного поля, единой социальной среды.
Социальная среда, окружающая подрастающего ребенка – ключевой фактор становления и формирования личности.
Функции педагогического взаимодействия:
          
Педагогическое просвещение:
Информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год, а также о особенностях школьной деятельности ребенка, о его взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях и т.д.

Повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим обязанностям.
Педагогическая коррекция
семейного воспитания
(Внимание! Педагог не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но! Педагог мог бы содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Т.Е.!
Объектом педагогического влияния – выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание! Именно оно волнует педагога, и на такое волнение он Имеет право как профессионал.


Может привнести дополнительную мотивацию для устройства семейной жизни и некоторого переустройства ее.

Содержание взаимодействия педагога с родителями –  постоянная забота педагога о развитии ребенка.
Фундаментальным основанием взаимодействия является  Уважение!
Уважение к родителям – безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условии низкого поведения родителей. (В противном случае, под грудами разрушенного взаимодействия оказывается погребенным ребенок, с проблемами которого не справились взрослые).
Уважение к педагогу. (Зависит больше от тактики поведения педагога, чем от воспитанности и культуры родителей. Уважение к себе педагог строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы. направляя поведение родителей, инициируя культурные формы
Формы взаимодействия школы с родителями

Коллективные:

Родительские собрания (классные и общешкольные).
Родительский комитет.
День открытых дверей.
Родительская конференция.
Праздничные концерты и вечера, как сотворчество с детьми.
Педагогический лекторий.
и т.д.
Индивидуальные:

Индивидуальная беседа.
Индивидуальная консультация.
Письменное обращение.
Педагогическое поручение.
Посещение семьи ученика (в исключительных случаях).
Индивидуальная помощь в школе родителям ученика.
и т.д.

Методика ведения конструктивного диалога:
  • Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять свою позицию.
  • Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
  • Учитывайте личные интересы родителей.
  • Ищите варианты.

Беседа:     Учитель и родитель

1 фаза    -   «Нейтрализации»дайте родителю выговориться.
2 фаза     -    «Равенство»:  
•Не отталкивайте, а привлекайте (важно уметь сохранять спокойный тон, не поучать, не упрекать, сохранять сдержанную доброжелательность).
•Развивайте стремление к равной позиции с родителями. («Надеюсь, Вы разделяете мнение, что воспитание ученика основывается на совместных усилиях школы и семьи»).
•Людям нравиться ощущать собственное значение. (Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание их значения в этом процессе. Объяснить отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка).
•Покажите родителю свой интерес по отношению к его ребенку. (Психологический контакт с родителями возникает быстрее, если учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка.)

Беседа успешна, если:
Ø  нам удается избежать противостояния и конфронтации;
Ø  мы смогли сами и удержали родителей от упреков и обвинений;
Ø  мы удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли нашу формулировку;
Ø  мы обсудили совместные действия.

Первостепенное значение в сотрудничестве и взаимодействии – не совпадение точек зрения, а совместная направленность к решению проблемы.
Мы  вместе  против проблемы, а не против друг друга.

Профилактика конфликтов:
Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные права без конфликтов.
Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.
Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
*оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злиться;
*ухудшают качества мышления;
*снижают объективность оценки окружающих;
*по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению. (Эмоции для зрелого человека выполняют лишь сигнальную для него самого функцию, но его поведением не управляют).
Никогда на уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, значимых для учащихся людей.
Старайтесь не манипулировать поведением учащихся (исключите из применения: требования, приказы, высказывания в грубой форме; применение административных рычагов; прямое физическое воздействие; необоснованные требования; угрозы и устрашения; и т.п.).
Необходимо избегать напоминаний о прошлых промахах, неприятных событиях. Недаром народная мудрость гласит: «Кто старое помянет, тому глаз вон».
Помните! Хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.

Эффективные приемы погашения конфликта:
§  ограничение числа сторон конфликта;
§  уменьшение активности сторон конфликта;
§  привлечение посредника (судью);
§  переход с эмоционального уровня общения на деловой.

Приемы для снятия эмоционального возбуждения
Прием
Правило выполнения
Счет до 5 - 10
Прежде чем ответить, сосчитайте до 10.
Это поможет вам справиться со своими чувствами. Говорить на выдохе.
Шестигранный карандаш (ребристая ручка) или
грецкий орех
Устранить нервное напряжение можно с помощью самомассажа ладоней.
Перекатывайте между ними грецкий орех или шестигранный карандаш.
Орех – круговыми движениями,
карандаш – вперед-назад.
Зеркало
Если вы чувствуете, что от собеседника идет сильный негатив, представьте, что между Вами стоит зеркало, которое отражает всё неприятное обратно на говорящего.
Мышечное напряжение
Чтобы удержаться от желания быстро ответить на неприятную реплику говорящего, создайте мышечное напряжение в одном из участков тела (сжатые кулаки, большой палец ноги с силой упирается в пол и т.п.).
Игра в «туман»
Техника, способствующая снятию агрессии у собеседника.
На любое его высказывание отвечайте по принципу: «Да, вероятно,… да, возможно…да, скорее всего..). Желание нападать проходит довольно быстро, так как не встречает ответной агрессии.

Памятка разработана педагогом-психологом Красюк И.А.
ГОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий