ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ |
Взаимодействие с родителями
«Мудрый учится на чужих ошибках, умный – на своих,
а глупый не учится совсем»
Для успешного общения, взаимодействия ключевое значение имеет способность понять других людей, войти в их положение, представить их чувства, позиции и намерения, предвидеть их поведение.
Назначение работы педагога (педагогического взаимодействия) с родителями воспитанников – содействие формированию единого воспитательного поля, единой социальной среды.
Социальная среда, окружающая подрастающего ребенка – ключевой фактор становления и формирования личности.
Функции педагогического взаимодействия:
Педагогическое просвещение: Информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год, а также о особенностях школьной деятельности ребенка, о его взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях и т.д. Повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим обязанностям. | Педагогическая коррекция семейного воспитания (Внимание! Педагог не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но! Педагог мог бы содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Т.Е.! Объектом педагогического влияния – выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание! Именно оно волнует педагога, и на такое волнение он Имеет право как профессионал. Может привнести дополнительную мотивацию для устройства семейной жизни и некоторого переустройства ее. |
Содержание взаимодействия педагога с родителями – постоянная забота педагога о развитии ребенка.
Фундаментальным основанием взаимодействия является Уважение!
Уважение к родителям – безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условии низкого поведения родителей. (В противном случае, под грудами разрушенного взаимодействия оказывается погребенным ребенок, с проблемами которого не справились взрослые).
Уважение к педагогу. (Зависит больше от тактики поведения педагога, чем от воспитанности и культуры родителей. Уважение к себе педагог строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы. направляя поведение родителей, инициируя культурные формы
Формы взаимодействия школы с родителями
Коллективные: Родительские собрания (классные и общешкольные). Родительский комитет. День открытых дверей. Родительская конференция. Праздничные концерты и вечера, как сотворчество с детьми. Педагогический лекторий. и т.д. | Индивидуальные: Индивидуальная беседа. Индивидуальная консультация. Письменное обращение. Педагогическое поручение. Посещение семьи ученика (в исключительных случаях). Индивидуальная помощь в школе родителям ученика. и т.д. |
Методика ведения конструктивного диалога:
- Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять свою позицию.
- Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
- Учитывайте личные интересы родителей.
- Ищите варианты.
Беседа: Учитель и родитель
1 фаза - «Нейтрализации»: дайте родителю выговориться.
2 фаза - «Равенство»:
•Не отталкивайте, а привлекайте (важно уметь сохранять спокойный тон, не поучать, не упрекать, сохранять сдержанную доброжелательность).
•Развивайте стремление к равной позиции с родителями. («Надеюсь, Вы разделяете мнение, что воспитание ученика основывается на совместных усилиях школы и семьи»).
•Людям нравиться ощущать собственное значение. (Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание их значения в этом процессе. Объяснить отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка).
•Покажите родителю свой интерес по отношению к его ребенку. (Психологический контакт с родителями возникает быстрее, если учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка.)
Беседа успешна, если:
Ø нам удается избежать противостояния и конфронтации;
Ø мы смогли сами и удержали родителей от упреков и обвинений;
Ø мы удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли нашу формулировку;
Ø мы обсудили совместные действия.
Первостепенное значение в сотрудничестве и взаимодействии – не совпадение точек зрения, а совместная направленность к решению проблемы.
Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Профилактика конфликтов:
●Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные права без конфликтов.
●Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
●Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.
●Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
*оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злиться;
*ухудшают качества мышления;
*снижают объективность оценки окружающих;
*по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению. (Эмоции для зрелого человека выполняют лишь сигнальную для него самого функцию, но его поведением не управляют).
●Никогда на уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, значимых для учащихся людей.
●Старайтесь не манипулировать поведением учащихся (исключите из применения: требования, приказы, высказывания в грубой форме; применение административных рычагов; прямое физическое воздействие; необоснованные требования; угрозы и устрашения; и т.п.).
●Необходимо избегать напоминаний о прошлых промахах, неприятных событиях. Недаром народная мудрость гласит: «Кто старое помянет, тому глаз вон».
●Помните! Хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
Эффективные приемы погашения конфликта:
§ ограничение числа сторон конфликта;
§ уменьшение активности сторон конфликта;
§ привлечение посредника (судью);
§ переход с эмоционального уровня общения на деловой.
Приемы для снятия эмоционального возбуждения
Прием | Правило выполнения |
Счет до 5 - 10 | Прежде чем ответить, сосчитайте до 10. Это поможет вам справиться со своими чувствами. Говорить на выдохе. |
Шестигранный карандаш (ребристая ручка) или грецкий орех | Устранить нервное напряжение можно с помощью самомассажа ладоней. Перекатывайте между ними грецкий орех или шестигранный карандаш. Орех – круговыми движениями, карандаш – вперед-назад. |
Зеркало | Если вы чувствуете, что от собеседника идет сильный негатив, представьте, что между Вами стоит зеркало, которое отражает всё неприятное обратно на говорящего. |
Мышечное напряжение | Чтобы удержаться от желания быстро ответить на неприятную реплику говорящего, создайте мышечное напряжение в одном из участков тела (сжатые кулаки, большой палец ноги с силой упирается в пол и т.п.). |
Игра в «туман» | Техника, способствующая снятию агрессии у собеседника. На любое его высказывание отвечайте по принципу: «Да, вероятно,… да, возможно…да, скорее всего..). Желание нападать проходит довольно быстро, так как не встречает ответной агрессии. |
Памятка разработана педагогом-психологом Красюк И.А.
ГОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района
Комментариев нет:
Отправить комментарий